№2 (02) 2018

Вышел в свет второй номер 2018 года журнала «Право и цифровая экономика».

Первая часть номера традиционно посвящена государственному регулированию цифровой экономики. В своей статье автор  Андрей Индалесьевич Ландабасо подробно раскрывает основные тренды в процессах цифровизации мировой экономики, особенности Европейской модели цифровизации экономики и ее опыт для России . Основное  направление в статье уделяется ключевым вопросам, интересующим в настоящее время российскую экономику в части цифровизации (прежде всего применительно к мировой торговле). Особенностью статьи автор считает ее  фокусирование на том, что вычленяются в огромном блоке информации факторы и аспекты цифровизации в мировой экономике и в процессах  цифровизации европейской экономики, в первую очередь те, которые являются «прорывными» и могут не только сделать российскую экономику частью мировой экономики, но вывести ее на пути устойчивого экономического развития и побудить к очередному переходу в новое качественное состояние. Процесс цифровизации по мнению автора дань, ответ новым вызовам НТП, новый качественный этап четвертой технологической революции в мировой экономике. Автор доказывают, что главным механизмом, регулятором всех поступательных процессов в мировой экономике  является процесс оптимизации, основным проявлением которого является информационно-технологический ресурс — цифровизация.

В статье  Гринева В.П., посвященной также особенностям государственного регулирования цифровой экономики раскрыты основные положения Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», предусматривающие реализацию планов мероприятий по формированию исследовательских компетенций и технологических заделов, а также информационной безопасности и нормативному регулированию. Автором раскрыты показатели и индикаторы программы, на которые оказывают влияние выполнение плана мероприятий и результаты их реализации и представлены основные изменения действующего законодательства, технических заданий и национальных стандартов.

Антимонопольные аспекты регулирования цифровых отношений в правовой сфере исследуются  в актуальной статье  Кристофа Самуэля Ючинсона Контрактные ограничения использования прайс-агрегаторов: вызовы для конкуренции.  Автор отмечает, что инструменты сравнения цен (прайс-агрегаторы) позволяют потенциальным потребителям (особенно тем, кто рассматривает цену в качестве важного критерия при совершении покупок) находить ритейлеров, предлагающих определенную продукцию, сравнивать цены с минимальными усилиями и затем просто щелкать кнопкой на тех предложениях, которые они считают подходящими. Как правило, реальные продажи совершаются не на сайтах ценовых агрегаторов, а на сайте ритейлера, куда потенциальные потребители перенаправляются через сайт прайс-агрегатора. С одной стороны, прайс-агрегаторы повышают прозрачность цены и внутрибрендовую и потенциально межбрендовую ценовую конкуренцию между разными ритейлерами. С другой стороны, значительное количество производителей в ЕС (32 %) скорее критически относятся к прайс-агрегаторам, поскольку последние фокусируются на цене, что не обязательно является наиболее важным элементом привлекательности продукта. По мнению таких производителей, другие факторы также могут оказывать влияние на выбор потребителей (качество, свойства, стиль, образ роскоши). Этим можно объяснить, почему в ряде соглашений между производителями и ритейлерами содержатся контрактные ограничения, в рамках которых ритейлеры ограничиваются в возможности активно предоставлять информацию или другим образом продвигать ассортимент через Интернет с помощью агрегаторов цен. Европейская комиссия проанализировала использование прайс-агрегаторов ритейлерами в ЕС и контрактные ограничения, ущемляющие возможности задействовать подобные инструменты, и затем оценила, являются ли ограничения использования ценовых агрегаторов нарушением европейского законодательства о конкуренции и при каких условиях.

Совершенствование культуры корпоративного управления в российском бизнесе стало приоритетным направлением деятельности Банка России и соответствующих государственных органов — именно указанным аспектам посвящена статья  Лаптева В.П.  Технология блокчейн в системе корпоративного комплаенса.  В статьей автор доказывает, что создание благоприятного правового режима гражданского оборота, обеспечивающего интересы всех участников корпоративных отношений, стало возможным благодаря цифровым технологиям и совершенствованию корпоративного законодательства.  Автором предлагается дать оценку последствиям внедрения системы распределенных реестров, основанных на технологии блокчейн в корпорациях. Исследуются реестры акционеров, закрепляющие соответствующий объем корпоративных прав в отношении эмитента.

В статье Громовой Е.А.  Смарт-контракты в России: попытка определения правовой сущности автором проводится исследование вопроса о правовой сущности смарт-контрактов проанализированы определения смарт-контрактов, данные в проекте федерального закона «О цифровых финансовых активах» № 419059-7 (принят Государственной Думой в первом чтении 20.05.2018), а также содержащиеся в технической, юридической и экономической литературе, и выделены основные подходы к определению их правовой сущности. Сделан вывод о том, что на данный момент смарт-контракты следует квалифицировать в качестве технического способа исполнения обязательств, а также о невозможности применения к ним норм о договорах, заключенных в электронной форме.

Особенности цифровой экономики в контексте территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности подробно раскрываются в статье Черешневой И.А. Автором исследуется возможность реализации концепта цифровой экономики на территориях со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности, в том числе посредством использования инновационной и информационной инфраструктур, автором предполагается, что такое взаимодействие в перспективе может обеспечить как инновационное, так и пространственное развитие экономики.