От редакции

Цифровая экономика представляет собой важнейшую тему научных дискуссий последних нескольких лет. Необходимо установление в законодательстве обоснованных механизмов контроля со стороны государства за деятельностью субъектов цифровой экономики. Исследование нормативного регулирования цифровых отношений представляет собой стратегическую задачу, являющуюся элементом государственной политики, направленную на обеспечение безопасности всего современного мира и подчинение деятельности отечественных субъектов цифровой экономики существующим международным стандартам.

Именно в этом аспекте проявляется уникальность представленного журнала. В состав его редакционного совета и в авторский коллектив включены ведущие европейские специалисты в области нормативного регулирования цифровой экономики. В реализации этой задачи самое непосредственное участие принимает Ассоциация Российских дипломатов, являющаяся генеральным партнером данного научно-практического издания.

Разработка проблем законодательного регулирования правоотношений в сфере цифровой экономики вполне закономерно в свете принятия последних нормативно-правовых актов в данной сфере только в 2017 году. Так в мае 2017 года Президент РФ утвердил Стратегию развития информационного общества на 2017-2030 годы, а 28 июля 2017 года распоряжением Правительства РФ была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации»[1] . Исследуя правовую природу отношений, складывающихся в связи с созданием цифровых экосистем в России, экспертное и научное общество пришло к единому заключению, что в силу специфики существующей в России правовой системы без регулирования такого системообразующего элемента экономики как цифровая экосистема не обойтись.

В рамках реализации стратегии и программы «Цифровая экономика Российской Федерации» предполагается активное внедрение информационных технологий во все сферы жизни и соответствующее изменение правового регулирования. Начиная с роботизации отдельных отраслей промышленности, использования технологии блокчейна в отдельных сферах государственного управления, внедрения смарт-контрактов и полного перехода на электронный оборот, и заканчивая решением глобальных проблем, над которыми человечество работало последние десятилетия (того же парникового эффекта или ограниченности питьевых ресурсов), эпоха цифровой экономики обещает создать качественно новый, лучший мир. Как отмечено в программе, ее реализация должна существенно повысить уровень благосостояния общества, повысить конкурентоспособность нашего государства. Неслучайно для достижения аналогичных целей вопросами цифровой экономики активно занимаются все развитые страны, а отдельные аспекты (например, регулирование криптовалют) даже приобретают межнациональное значение. Цифровизация – это уже мировая тенденция, поэтому ее реализация как одного из ключевых направлений политики нашей страны неизбежна, если мы желаем развития и процветания России.

Изменение нормативных основ регулирования цифровой экономики невозможно без комплексного междисциплинарного исследования новых явлений, привнесенных эпохой цифровизации, определения их сущности и места в существующей системе. Правовой статус участников цифровых экосистем определяется двумя составляющими: во-первых, их ролью в тех правоотношениях, которые «перенесены» в цифровое пространство (например, продавец и покупатель вещи в Интернет-магазине, заказчик и исполнитель услуг, автор литературного произведения и потребитель цифрового контента, налогоплательщик и налоговый орган, оператор персональных данных и субъект персональных данных и т.д.); во-вторых, их ролью в правоотношениях, в самом цифровом пространстве (например, оператор телематических услуг связи и абонент, поставщик услуг доверенных сервисов и заказчик соответствующих услуг, провайдер хостинга и пользователь услугами хостинга и т.д.).  В первом случае правовой статус участников цифровой экономики регламентируется классическим отраслевым законодательством (гражданский кодекс, налоговое законодательство, таможенный кодекс, банковское законодательство, законодательство об образовании и т.д.), в связи с чем дополнительные или измененные права и обязанности участников цифровой экономики в рамках правоотношений должны регламентироваться именно отраслевым законодательством (например, НК РФ содержит специальные нормы, регламентирующие порядок использования электронных счетов-фактур, отличный от порядка использования бумажных документов, административные регламенты содержат различный порядок действий при подаче заявления в бумажном виде  и в электронном виде т.д.). Во втором же случае, правовой статус субъектов цифровой экономики регламентируется актами, которые условно можно назвать «специальными, регламентирующими инфраструктуру цифровой экономики, к которым непосредственно относится законодательство связи, о регулировании оборота информации и защиты персональных данных и иной информации ограниченного доступа. Именно в этих законах должны регламентироваться права и обязанности участников тех правоотношений, которые существуют исключительно в цифровом пространстве, а также общие права и обязанности всех участников цифрового пространства, связанные с оборотом информации и использованием цифровых каналов связи.

В настоящее время юридическое сообщество как в России, так и в зарубежных странах активно вовлечено в процесс нормативного регулирования правоотношений в сфере цифровой экономики. Это проявляется как в проведении конференций, форумов, круглых столов на тему цифровой экономики, так и в стремительном росте популярности тематических семинаров и курсов повышения квалификации в данной сфере. Активно создаются рабочие группы, занимающиеся разрешением и уже имеющихся проблем в цифровой среде. Таким образом, правовое регулирование создания и функционирования цифровой экосистемы должно базироваться на комплексном подходе к цифровым правоотношениям как к социотехнической системе, когда новые технологии перестают рассматриваться только с точки зрения электронно-вычислительной техники и программного обеспечения, а будут представлять собой комплексное явление, определенную экосистему, включающую в себя субъектов, объекты, и связи между ними. Реализация этих задач возможна лишь при вовлечении в процесс нормативного регулирования данных правоотношений научных концепций и теоретического осмысления проблем в указанной сфере.

Планируются основные рубрики журнала: государственное регулирование цифровой экономики; правовое регулирование криптовалюты и майнинга; краудфандинг (проблемы и перспективы); правовое регулирование систем «Больших данных» («Big data»); технология блокчейн и криптовалюты (Bitcoin, Copernicus, Ethereum и т.д.); интересы и противоречия, связанные с применением блокчейн в финансовой сфере; финансовые технологии в действующем российском и международном правовом поле;  цифровые технологии в сфере интеллектуальной собственности и инноваций; правовой статус смарт-контрактов; защита прав и законных интересов участников цифровых рынков; информационная безопасность; правовая природа и особенности регулирования консорциумов промышленного интернета.

В каждом номере журнала предполагается рассмотрение широко круга проблем в сфере цифровой экономики. В частности  планируется обсуждение методологических основ нормативного регулирования цифровой экономики, нормативного регулирования деятельности участников (субъектов) процессов цифровой экономики), исследование специфики  правового статуса объектов гражданских прав в условиях цифровой экономики, особенностей совершения электронных сделок, государственного регулирования цифровой экономики, применение и внедрение стимулирующих нормативно-правовых мер в указанной сфере общественных отношений, правового обеспечения информационной безопасности в условиях цифровой экономики и многие другие вопросы.

Редакционный совет журнала выражает надежду, что предлагаемое научно-практическое издание будет способствовать формированию современной концепции нормативного регулирования цифровой экономики не только на правовом пространстве России, но и в международном масштабе.

Владимир Синюков, Проректор по научной работе Московского государственного юридического университета имени  О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор.

Мария Егорова, Главный редактор журнала «Право и цифровая экономика», доктор юридических наук, профессор кафедры конкурентного права Московского государственного юридического университета имени  О.Е. Кутафина (МГЮА)

[1] Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1632-р Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // СЗ РФ 07.08.2017, N 32, ст. 5138